РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 7 класса на 2010
– 2011 учебный год.
(общеобразовательный класс)
Структура
рабочей программы.
Рабочая программа по физике представляет собой
целостный документ, включающий в себя следующие элементы:
1. Титульный лист (название программы). См. выше.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Список учебно-методической литературы.
5. Поурочное планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая рабочая программа
составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин),
рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего
образования Министерства образования Российской Федерации (Приказ Минобразования
России от 05. 03. 2004 г.
№ 1089 «Об утверждении федерального компанента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»). Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта.
При составлении программы учтены
рекомендации Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988
года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения физики.
Используется
учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный
Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-7». –
М., Дрофа , 2009 г.
Общая характеристика учебного
предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве
учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об
окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии
общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для
решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе
изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых
знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке
проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить
при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего
образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения
химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего
образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения
материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления,
электромагнитные явления, квантовые
явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений
природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в
технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики:
- Освоение знаний о физических
явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой
основе представлений о физической картине мира;
- Овладение умениями проводить
наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений,
использовать простые измерительные приборы для изучения физических
явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и
выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные
знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения
физических задач;
- Развитие познавательных интересов,
интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в
приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении
эксперимента;
- Воспитание убеждённости в
возможности познания законов природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и
техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- Использование полученных знаний и
умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
Выработка компетенций:
ü
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-умения использовать элементы
анализа, определять главные характеристики изучаемого объекта, обосновывать
суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;
- умения оценивать и
корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические
требования в практической деятельности и повседневной жизни.
ü
предметно-ориентированных:
- понимать роль науки, усиление
взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с
окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
-
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности
учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с
использований различных источников информации;
- воспитывать убежденность в
позитивной роли физики в жизни общества;
- овладевать умениями безопасного
использования и применения полученных знаний при решении
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде.
Программа
направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного,
проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные
особенности и состояние здоровья детей,
учитель, организуя дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может
использовать уровневый подход при отборе содержания учебного материала.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по физике за
курс 7 класса.
1. Учащиеся должны знать/понимать:
·
смысл понятий: физическое явление, физический
закон, физические величины, взаимодействие;
·
смысл
физических величин: путь, скорость,
масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
·
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда,
Гука.
2. Учащиеся должны уметь:
- собирать
установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения
изучаемых явлений;
- измерять
массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений
в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
- объяснять
результаты наблюдений и экспериментов;
- применять
экспериментальные результаты для предсказания значения величин,
характеризующих ход физических явлений;
- воспринимать,
перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);
- читать
и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном
тексте; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- выражать
результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- решать
задачи на применение изученных законов;
- приводить
примеры практического использования физических законов;
- использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной
жизни.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации (БУП) отводит
70 часов для обязательного изучения физики в 7 классе, из расчета 2 учебных
часа в неделю. Количество часов по программе 68, согласно школьному учебному
плану (ШУП) - 2 часа в неделю.
Учебно-тематическое планирование – 7 класс.
№
п.п
|
Наименование раздела,
темы
|
Количество
часов (всего)
|
Из них (количество
часов)
|
в
БУП
|
в
ШУП
|
Лабораторные,
практические работы
|
Экскурсии
|
Проверочные,
контрольные
работы
|
1.
|
Введение.
|
3
|
3
|
1
|
|
|
2.
|
Первоначальные сведения о строении вещества.
|
6
|
6
|
1
|
|
1
|
3.
|
Взаимодействие тел.
|
21
|
21
|
4
|
|
2
|
4.
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
|
25
|
25
|
1
|
|
2
|
5.
|
Работа и мощность. Энергия
|
13
|
13
|
1
|
|
1
|
|
Резервные часы
|
2
|
|
|
1
|
|
Итого
|
70
|
68
|
8
|
1
|
6
|
Учебно-методические пособия по физике
- 7 класс.
№
п\п
|
Авторы,
составители
|
Название учебного издания
|
Годы издания
|
Издательство
|
1.
|
А.В. Перышкин
|
Физика-7кл.
С.У.
|
2009
|
Москва. Дрофа
|
2.
|
А.В. Перышкин
|
Сборник задач
по физике7-9кл.
|
2009
|
Москва.
Экзамен
|
3.
|
В.А. Шевцов.
|
Поурочное планирование,
7 класс.
|
2002
|
Волгоград. Учитель
|
4.
|
О.И. Громцова
|
Контрольные и
самостоятельные работы по физике, 7 класс
|
2010
|
Москва.
Экзамен
|
5.
|
А.В.Чеботарёва
|
Тесты по
физике, 7 класс
|
2010
|
Москва.
Экзамен
|
6.
|
А.В.Чеботарева
|
Дидактические
карточки-задания.
|
2010
|
Москва.Экзамен.
|
7
|
Л.А. Кирик
|
Самостоятельные
и контрольные работы, 7 класс
|
2009
|
Москва.
Илекса.
|
Данный
учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа
построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного
представления о физической картине мира.
|