РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 9 класса на 2010
– 2011 учебный год
(общеобразовательный класс)
Структура
рабочей программы.
Рабочая программа по физике представляет собой
целостный документ, включающий в себя следующие элементы:
1. Титульный лист (название программы). См. выше.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Список учебно-методической литературы..
5. Поурочное планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая рабочая программа
составлена на основе программы по физике 7-9 кл.
(авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных
программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской
Федерации. Приказ Минобразования России
от 05. 03. 2004 г.
№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования». Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта.
При составлении программы учтены
рекомендации Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988
года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения физики.
Используется
учебник физики для 9 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный
Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин,
Физика-9». – М., Дрофа , 2010 г.
Общая характеристика учебного
предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы,
выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в
систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и
культурном развитии общества, способствует формированию современного научного
мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в
процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы
готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира,
постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания
предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего
образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения
химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего
образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения
материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления,
электромагнитные явления, квантовые
явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений
природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в
технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования
направлено на достижение
следующих целей:
• освоение
знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым
они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой
основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить
наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений. Использовать
простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять
результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости. Применять
полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов,
принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических
задач;
• развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в
приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в
возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к
творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой
культуры;
• применение полученных знаний и умений
для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Выработка компетенций:
ü
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы
причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого
объекта, обосновывать суждения, давать определения, пытаться приводить
доказательства;
- умения оценивать и
корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические
требования в практической деятельности и повседневной жизни.
ü
предметно-ориентированных:
- понимать роль науки, усиление
взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с
окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
-
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности
учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований
различных источников информации;
- воспитывать убежденность в
позитивной роли физики в жизни общества, понимание перспектив развития
энергетики, транспорта, средств связи и др.;
- овладевать умениями безопасного
использования и применения полученных знаний в быту при
решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа
направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного,
проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные
особенности и состояние здоровья детей,
учитель, организуя дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может
использовать уровневый подход при отборе содержания учебного материала.
Требования
к уровню подготовки учащихся 9 класса:
1. Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у
школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе
основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование
для познания окружающего мира различных естественно-научных методов:
наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование
умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы,
теории;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью,
развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на
иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих
действий;
• организация учебной деятельности:
постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и
средств.
2. Результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников, полностью
соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и
личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми
для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному
материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны
понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на
более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические
явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение
изученных физических законов, приводить примеры практического использования
полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В результате изучения
физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
·
смысл
понятий: физическое явление, физический
закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное
ядро.
·
смысл
величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия,
потенциальная энергия.
·
смысл
физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и
механической энергии.
уметь:
·
описывать
и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение.
равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны,
действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию.
·
использовать
физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния,
промежутка времени.
·
представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе
эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
·
выражать
результаты измерений и расчетов в Международной
системе СИ.
·
приводить
примеры практического использования физических знаний механических, электромагнитных и квантовых
явлений.
·
решать
задачи на применение изученных законов.
·
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно
- научного
содержания, используя различные
источники (учебные тексты,
справочные и
научно-популярные издания и т.д.).
·
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных
средств, электробытовых приборов, электронной техники.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации (БУП) отводит
70 часов для обязательного изучения физики в 9 классе из расчета 2 учебных часа
в неделю. Количество часов по программе – 68; согласно школьного учебного плана (ШУП) - 2 часа в неделю.
|