Часть 3.
Рабочие
программы по физике в 7 – 9 классах для учащихся на индивидуальном обучении.
Образец
заполнения титульного листа смотри выше Часть
1.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике 7 класса на 2010 – 2011
учебный год
(индивидуальное
обучение с указанием Ф.И.
учащегося).
Структура
рабочей программы.
Рабочая программа по физике представляет собой
целостный документ, включающий в себя следующие элементы:
1. Титульный лист (название программы). См. выше.
2. Пояснительная записка.
3. Изменения в учебном плане и обоснования их.
4. Учебно-тематический план.
5. Список учебно-методической литературы.
6. Поурочное планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая рабочая программа
составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин),
рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего
образования Министерства образования Российской Федерации (Приказ
Минобразования России от 05. 03. 2004
г. № 1089 «Об утверждении федерального компанента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»). Содержание образования соотнесено с
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
При составлении программы учтены
рекомендации Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988
года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения физики.
Используется
учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный
Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-7». –
М., Дрофа , 2009 г.
Общая характеристика учебного
предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве
учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об
окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии
общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для
решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе
изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых
знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке
проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить
при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего
образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения
химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего
образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения
материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления,
электромагнитные явления, квантовые
явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений
природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в
технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики:
- Освоение знаний о физических
явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой
основе представлений о физической картине мира;
- Овладение умениями проводить
наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений,
использовать простые измерительные приборы для изучения физических
явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и
выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные
знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения
физических задач;
- Развитие познавательных интересов,
интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в
приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении
эксперимента;
- Воспитание убеждённости в
возможности познания законов природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и
техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- Использование полученных знаний и
умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
Выработка компетенций:
ü
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-умения использовать элементы
анализа, определять главные характеристики изучаемого объекта, обосновывать
суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;
- умения оценивать и
корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические
требования в практической деятельности и повседневной жизни.
ü
предметно-ориентированных:
- понимать роль науки, усиление
взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с
окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
-
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся
в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований
различных источников информации;
- воспитывать убежденность в
позитивной роли физики в жизни общества;
- овладевать умениями безопасного
использования и применения полученных знаний при решении
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде.
Программа
направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного,
проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные
особенности и состояние здоровья детей,
учитель, организуя дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может
использовать уровневый подход при отборе содержания учебного материала.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по физике за
курс 7 класса.
1. Учащиеся должны знать/понимать:
·
смысл понятий: физическое явление, физический
закон, физические величины, взаимодействие;
·
смысл
физических величин: путь, скорость,
масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
·
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
2. Учащиеся должны уметь:
- собирать
установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения
изучаемых явлений;
- измерять
массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений
в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
- объяснять
результаты наблюдений и экспериментов;
- применять
экспериментальные результаты для предсказания значения величин,
характеризующих ход физических явлений;
- воспринимать,
перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);
- читать
и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном
тексте; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- выражать
результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- решать
задачи на применение изученных законов;
- приводить
примеры практического использования физических законов;
- использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной
жизни.
Изменения в учебном
плане и обоснования их.
По базисному учебному плану на прохождение программы в 7
классе отводится 70 часов. По школьному учебному плану на основании «Письма
Министерства образования РСФСР» от 14 ноября 1988 года №17-253-6 «Об
индивидуальном обучении больных детей на дому» предусмотрено сокращение до 34
часов в год (1 час в неделю).
С учётом возможностей ребёнка для усвоения минимального
общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы,
которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.
Сокращение учебного плана происходит за счёт объединения
близких тем в блоки и интегрирования уроков связной речи в контекст изучаемого
материала.
Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами,
которые соответствуют индивидуальным
психофизическим возможностям и способностям учеников, характеру заболевания и
рекомендациям ПМПК.
В процессе организации и проведения учебного занятия (урока)
учитель должен, учитывая индивидуальные особенности ученика, его состояние
здоровья, рекомендации ПМПК, обеспечить
уровневый подход к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний,
умений и навыков по предмету. В течение учебного года ученик может переходить с
одного уровня сложности на другой, более высокий.
Уровни сложности
учебного задания.
|
Категория учащихся.
|
Состояние знаний,
умений и навыков
|
Начальный уровень
|
Предназначен учащимся, у которых есть проблемы при
изучении физики.
|
Ученик умеет решать задачи репродуктивного характера
с помощью учителя. По готовой формуле может найти неизвестную величину.
Ученик способен выполнять простейшие математические операции, владеет учебным
материалом на уровне распознавания явлений природы, отвечает на вопросы,
которые требуют ответа «да» или «нет».
|
Средний уровень
|
Предназначен среднеуспевающим учащимся и соответствует обязательным программным
требованиям.
|
Ученик умеет решать простейшие задачи по образцу,
проявляет способность обосновать некоторые логические шаги с помощью учителя.
Ученик проявляет знания и понимание основных положений (законов, понятий,
формул, теории).
|
Достаточный уровень
|
Предназначен для хорошо успевающих учащихся,
применяющих свои знания в стандартной ситуации.
|
Ученик решает задачи с обоснованием и без помощи
учителя. При решении задач свободно владеет изученным материалом, применяет
его на практике в стандартных ситуациях.
|
Высокий уровень
|
Предназначен учащимся, имеющим более глубокие
знания, а также умения проявлять
творческие способности.
|
Ученик решает комбинированные типовые задачи
стандартным или оригинальным способом, умеет решать нестандартные задачи.
Проявляет творческие способности, самостоятельно умеет решать задачи более
чем на 5 логических шагов.
|
|