Воскресенье, 01.12.2024, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методические рекомендации по работе для замдиректора по УВР | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [58]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Завуческая
Главная » Статьи » Мои статьи

В помощь учителю физики. Учебно-тематическое и поурочное планирование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 8 класса

на 2010 – 2011 учебный год.

(индивидуальное обучение с указанием Ф.И. учащегося).

 

Структура рабочей программы.

Рабочая  программа по физике представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие элементы:

1. Титульный лист (название программы). См. выше.

2. Пояснительная записка.

3. Изменения в учебном плане и обоснования их.

4. Учебно-тематический план.

5. Список учебно-методической литературы.

6. Поурочное планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл.  (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин).  Рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Приказ Минобразования  России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

При составлении программы учтены рекомендации Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.

  Используется учебник физики для 8 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин,

Физика-8». – М., Дрофа , 2008 г.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний. Использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти.  Применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Выработка  компетенций:

ü  общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, обосновывать суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

ü  предметно-ориентированных:

- понимать роль науки, усиление взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

- овладевать умениями безопасного использования  и  применения полученных знаний в быту при решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные особенности и состояние здоровья  детей, учитель, организуя дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может использовать уровневый подход при отборе содержания учебного материала.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся  по физике за курс 8 класса.

 1. Учащиеся должны знать/понимать:

·         смысл понятий:  физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро;

·         смысл физических величин:  работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.  

·         смысл законов: закона сохранения энергии в тепловых процессах, закона Ома для участка электрической цепи, закона Джоуля-Ленца, прямолинейного распро­странения света и  отражения света;

2. Учащиеся должны уметь:

·         описывать и объяснять физические явления:  диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов,   взаимодействие магнитов,  действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;

·         использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

·         представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего те­ла от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

·         выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

·         приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

·         решать задачи на применение изученных физических законов;

·          пытаться осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:  для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробы­товых приборов, электронной техники.

Изменения в учебном плане и обоснования их.

По базисному учебному плану на прохождение программы в 8 классе отводится 70 часов. По школьному учебному плану на основании «Письма Министерства образования РСФСР» от 14 ноября 1988 года №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» предусмотрено сокращение до 34 часов в год (1 час в неделю).

С учётом возможностей ребёнка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.

Сокращение учебного плана происходит за счёт объединения близких тем в блоки и интегрирования уроков связной речи в контекст изучаемого материала.

Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют  индивидуальным психофизическим возможностям и способностям учеников, характеру заболевания и рекомендациям ПМПК.

В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель должен, учитывая индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья,  рекомендации ПМПК, обеспечить уровневый подход к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету. В течение учебного года ученик может переходить с одного уровня сложности на другой, более высокий.

 

Уровни сложности учебного задания.

 

Категория учащихся.

 

Состояние знаний, умений и навыков

Начальный уровень

Предназначен учащимся, у которых есть проблемы при изучении физики.

Ученик умеет решать задачи репродуктивного характера с помощью учителя. По готовой формуле может найти неизвестную величину. Ученик способен выполнять простейшие математические операции, владеет учебным материалом на уровне распознавания явлений природы, отвечает на вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».

Средний уровень

Предназначен среднеуспевающим учащимся и  соответствует обязательным программным требованиям.

Ученик умеет решать простейшие задачи по образцу, проявляет способность обосновать некоторые логические шаги с помощью учителя. Ученик проявляет знания и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теории).

Достаточный уровень

Предназначен для хорошо успевающих учащихся, применяющих свои знания в стандартной ситуации.

Ученик решает задачи с обоснованием и без помощи учителя. При решении задач свободно владеет изученным материалом, применяет его на практике в стандартных ситуациях.

Высокий уровень

Предназначен учащимся, имеющим более глубокие знания, а также  умения проявлять творческие способности.

Ученик решает комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, умеет решать нестандартные задачи. Проявляет творческие способности, самостоятельно умеет решать задачи более чем на 5 логических шагов.

Категория: Мои статьи | Добавил: zavuch (16.08.2013)
Просмотров: 538 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024