Рекомендации по планированию работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
*пропуски занятий по болезни;
*слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
*задержка психического развития. Часто детис диагнозомобучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствиемклассов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
*педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебныхумений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
*прогулы.
Кроме того, есть и другие причины, но, мне кажется, достаточно и этих.
Важно, чтобыв первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.
Хочу представить в форме таблицы то, что я бы посоветовала планировать и выполнять учителю-предметнику:
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
на 20___- 20___учебный год.
Мероприятия
Срок
1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
Сентябрь
2. Установление причин отставанияслабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
Сентябрь
3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
Сентябрь, обновлять по мере необходимости.
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока,чтобы не забыть.
В течение учебного года.
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихсякласса. Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. Это здорово помогает в работе.
В течение учебного года.
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
В течение учебного года.
На заседаниях школьных методических объединений обязательно следует обсуждать вопросы работысо слабыми учащимисяи обмениваться опытом.
А теперь хочу посоветовать, что следует взять на контроль заместителю директора по УВР, включить в свой план по работе со слабоуспевающими и неуспевающими учениками.
Ниже я представила мои рекомендации в форме таблицы, первые два раздела которойможно взять в план, а третий раздел«Примечание»ввела в качестве пояснения.
Мероприятия
Срок
Примечание
1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения
Сентябрь
Данные по неуспевающим учащимся взять из сводной ведомости успеваемости за прошлый год.
Форма списка может быть любой, см образец ниже.
2. Провести собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснить причины их отставания.
Сентябрь
Информацию предоставляют классные руководители.
3. Провести собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Сентябрь
Предложить учителям представленный выше план работы.В план учителю включить обязательно:
*контрольный срез знаний детей.
*индивидуальную работу по ликвидации пробелов.
*ведение тематического учета знаний слабых детей.
*ведение работ с отражением индивидуальных заданий.
4. Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком.
По итогам четверти.
Тематический учет знаний покажет, что западает у ученика, над чем должен индивидуально работать учитель. Если индивидуальная работа велась в рабочих тетрадях, то взять для сравнения тетрадь успевающего ученика и интересующего нас слабого. Будет ясно, велась ли индивидуальнаяработа и на каком уровне.
5. Индивидуальные беседы с учителямио состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. Это выборочно.
Согласно графику контрольных работ.
Учителя-предметники представляют зам. дир. УВР для контроля графики контроля знаний и практических навыков учащихся (контрольных работ, срезов, творческих, тестов и др. видов работ в зависимости от предмета).
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.
Выборочно, по ситуации.
Удачны беседы с учеником, с целью поддержать его, показать, что все заинтересованы в его успехе.
Список слабоуспевающих и неуспевающих учащихсяв 20___- 20___ учебном году.
№
п.п.
Ф.И. ученика
Кл
Примечание(второгодник, ЗПР,
пед.запущенность,
болезнь и тд.)
Результат на конец четверти
(успевает, не успевает, по каким предметам)
Итог учебного года
(перевод в сл класс, второй год, перевод в классКРО, др)