Вторник, 21.05.2024, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методические рекомендации по работе для замдиректора по УВР | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [58]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Завуческая
Главная » Статьи » Мои статьи

В помощь учителю физики. Учебно-тематическое и поурочное планирование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 9 класса на 2010 – 2011 учебный год

(индивидуальное обучение с указанием Ф.И. учащихся).

Структура рабочей программы.

         Рабочая  программа по физике представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие элементы:

1. Титульный лист (название программы). См. выше.

2. Пояснительная записка.

3. Изменения в учебном плане и обоснования их.

4. Учебно-тематический план.

5. Список учебно-методической литературы.

6. Поурочное планирование.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл.

 (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин),  рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Приказ Минобразования  России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

При составлении программы учтены рекомендации Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.

  Используется учебник физики для 9 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин,

Физика-9». – М., Дрофа , 2010 г.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний. Использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти.  Применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Выработка  компетенций:

ü  общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, обосновывать суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

ü  предметно-ориентированных:

- понимать роль науки, усиление взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

- овладевать умениями безопасного использования  и  применения полученных знаний в быту при решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные особенности и состояние здоровья  детей, учитель, организуя дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может использовать уровневый подход при отборе содержания учебного материала.

 

Требования к уровню подготовки учащихся  9 класса:

1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритета­ми для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

•    использование для познания окружающего мира различ­ных естественно-научных методов: наблюдение, измере­ние, эксперимент, моделирование;

•  формирование умений различать факты, гипотезы, при­чины, следствия, доказательства, законы, теории;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объясне­ния известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

•   владение монологической и диалогической речью, разви­тие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуни­кативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

•  владение навыками контроля и оценки своей деятельно­сти, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

2. Результаты обучения.

Требования к уровню подготовки выпускни­ков, полностью соответствуют стандарту. Требова­ния направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллекту­альной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяю­щими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебно­му материалу, который усваивается и воспроизводится учащи­мися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физи­ческих понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты изме­рений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изу­ченных физических законов, приводить примеры практическо­го использования полученных знаний, осуществлять самостоя­тельный поиск учебной информации.

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать/понимать:

·         смысл понятий:  физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.

·         смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.

·         смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.

уметь:

·         описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию.

·         использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.

·         представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.

·         выражать результаты измерений и расчетов в Международной  системе СИ.

·         приводить примеры практического использования физических знаний  механических, электромагнитных и квантовых явлений.

·         решать задачи на применение изученных законов.

·         осуществлять самостоятельный поиск информации есте­ственно - научного

содержания,    используя  различ­ные  источники  (учебные тексты,

      справочные и научно-популярные издания и т.д.).

·         использовать приобретенные знания и умения в практичес­кой деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, элек­тронной техники.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 9 классе из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по программе -34, согласно ШУП -  34 часа в неделю.

Изменения в учебном плане и обоснования их.

По базисному учебному плану на прохождение программы в 9  классе отводится 70 часов. По школьному учебному плану на основании «Письма Министерства образования РСФСР» от 14 ноября 1988 года №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» предусмотрено сокращение до 34 часов в год (1 час в неделю).

С учётом возможностей ученика для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.

Сокращение учебного плана происходит за счёт объединения близких тем в блоки и интегрирования уроков связной речи в контекст изучаемого материала.

Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют  индивидуальным психофизическим возможностям и способностям учеников, характеру заболевания и рекомендациям ПМПК.

В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель должен, учитывая индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья,  рекомендации ПМПК, обеспечить уровневый подход к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету. В течение учебного года ученик может переходить с одного уровня сложности на другой, более высокий.

 

Уровни сложности учебного задания.

 

Категория учащихся.

 

Состояние знаний, умений и навыков

Начальный уровень

Предназначен учащимся, у которых есть проблемы при изучении физики.

Ученик умеет решать задачи репродуктивного характера с помощью учителя. По готовой формуле может найти неизвестную величину. Ученик способен выполнять простейшие математические операции, владеет учебным материалом на уровне распознавания явлений природы, отвечает на вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».

Средний уровень

Предназначен среднеуспевающим учащимся и  соответствует обязательным программным требованиям.

Ученик умеет решать простейшие задачи по образцу, проявляет способность обосновать некоторые логические шаги с помощью учителя. Ученик проявляет знания и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теории).

Достаточный уровень

Предназначен для хорошо успевающих учащихся, применяющих свои знания в стандартной ситуации.

Ученик решает задачи с обоснованием и без помощи учителя. При решении задач свободно владеет изученным материалом, применяет его на практике в стандартных ситуациях.

Высокий уровень

Предназначен учащимся, имеющим более глубокие знания, а также  умения проявлять творческие способности.

Ученик решает комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, умеет решать нестандартные задачи. Проявляет творческие способности, самостоятельно умеет решать задачи более чем на 5 логических шагов.

Категория: Мои статьи | Добавил: zavuch (16.08.2013)
Просмотров: 750 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024